Авиабилеты по России могут подорожать на треть, предположил замглавы Минтранса Игорь Чалик на совещании по подготовке к туристическому сезону 2023 года 17 апреля. Но уже 19 апреля чиновник пересмотрел свой прогноз до 5,3%. Что случилось с ценами на авиабилеты 18 апреля и почему они передумали расти?

Одна из самых обсуждаемых тем в рамках подготовки к летнему туристическому сезону – стоимость авиабилетов по России. В 2023 году закончилось действие самой масштабной государственной программы поддержки авиаперевозок, в рамках которой авиакомпаниям было выплачено 125 млрд рублей в период с марта 2022 по март 2023 года. Субсидии распределялись «за перевезенного пассажира».

Напомним, это лишь одна из методик дотирования авиаперевозок. В России существуют еще субсидии на выполнение региональных рейсов, которые не имеют прямого отношения к туризму, но они как раз сохраняются.

Этим вызваны разночтения в СМИ относительно того, продолжится ли субсидирование авиаперевозок в 2023 году. На самом деле так: субсидирование на рейсы в ДФО и по социально значимым маршрутам продолжится (о его отмене никто и не говорил). А вот финансирования по постановлению N761 (о котором говорил г-н Чалик) больше не обещали, оно не продолжится.

17 АПРЕЛЯ МИНТРАНС ПРОГНОЗИРОВАЛ РОСТ СТОИМОСТИ БИЛЕТОВ НА 15%-30%

Ранее, 17 апреля, замминистра транспорта спрогнозировал, что без основной программы поддержки по постановлению 761 стоимость авиабилетов может вырасти на 15-30%. Росстат со своей стороны уже подсчитал, что в марте 2023 года стоимость авиабилетов уже выросла на 16% год к году. Что, соответственно, приведет к еще большему падению спроса на авиаперевозки.

Однако такие перспективы не согласуются с планами Минэкономразвития, которое запланировано увеличить в 2023 году турпоток по России на 5,2% или на 7,3 млн человек.

«По самолетам у вас, по вашим же данным, от 15 до 20% падение пассажиропотока на ключевых направлениях. <…> Это ваши же цифры, и они, к сожалению, очень резко расходятся с тем прогнозом турпотока и потребностями экономики, которые мы сделали», – сказал министр экономического развития, обращаясь к замглавы Минтранса. Чиновника цитирует РБК.

Максим Решетников, со своей стороны, видит потенциал для снижения стоимости авиабилетов и призвал Минтранс проработать этот вопрос в срок до конца текущей недели.

Аргументация Минэка – это, во-первых, наличие свободных кресел в самолетах (по статистике от Минтранса средняя загрузка кресел на внутрироссийских рейсах составляет 84%, то есть находится на среднемировом уровне), а во-вторых, помощь государства в вопросах выкупа самолетов у зарубежных лизингодателей и организации воздушного движения.

«Поэтому тут, уж извините, колхоз будет дело добровольное. Понятно их желание заработать прибыль, мы всячески это приветствуем, но прибыль должна зарабатываться за счет массовой доступной услуги, а не за счет допродажи 5% оставшихся кресел на борту за космические деньги», — добавил Решетников (цитата по РБК).

18 АПРЕЛЯ РОСАВИАЦИЯ ПРИЗВАЛА ПЕРЕВОЗЧИКОВ КОНТРОЛИРОВАТЬ СТОИМОСТЬ БИЛЕТОВ

А 18 апреля вопрос стоимости авиабилетов подняли в Росавиации, где прошло заседание рабочей группы по развитию пассажирских авиаперевозок с участием представителей ведущих российских авиакомпаний.

Заместитель руководителя ведомства Владимир Потешкин отдельно акцентировал внимание авиаперевозчиков на этом вопросе.

«Владимир Потешкин обратил внимание представителей авиакомпаний на стоимость авиабилетов, которая имеет важное социальное значение. Авиакомпаниям рекомендовано провести анализ тарифообразования на каждом маршруте с тем, чтобы стоимость авиаперевозок сохраняла уровень доступности для граждан. Необоснованный рост стоимости билетов недопустим и любое его увеличение должно быть обоснованным», – сказано в сообщении Росавиации.

Какой рост считать «обоснованным», а какой – нет, чиновники открыто, впрочем, не поясняли.

 

19 АПРЕЛЯ МИНТРАНС ПООБЕЩАЛ, ЧТО БИЛЕТЫ БУДУТ РАСТИ СОГЛАСНО ИНФЛЯЦИИ

В итоге уже 19 апреля Минтранс изменил свой прогноз на 10-25 процентных пунктов, сообщив, что уже «не ожидает роста цен на авиабилеты выше уровня инфляции».

По сообщениям СМИ, комментируя оценку в 15-30%, Игорь Чалик сослался на «данные авиакомпаний».

«Такие цифры были озвучены, но прошу обратить внимание, что эта фраза вырвана из контекста. Дело в том, что это оценка, сделанная по данным, представленным самими авиакомпаниями. Мы ожидаем, что рост цен будет не выше уровня инфляции. По оценке Минэкономразвития, это в районе 5,3%», – отметил чиновник.

С учетом переменчивости позиции чиновников, эксперты пока не берутся делать прогнозы относительно развития ситуации. 

Но отмечают, что частота обращений к их аналитике со стороны представителей власти возросла. Надежда на то, что авиакомпании вернутся к рыночной модели ведения бизнеса, тают. Вместе с тем, пока что по отдельным направлениям (например, некоторые билеты Москва – Сочи) выросли в цене на 50% на некоторые даты. С другой стороны, нельзя забывать и о том, что рост этот – «год к году» – то есть сравнение идет с относительно низкой базой.

Екатерина Тропова. Источник ATOUR